стрелкаОглавление
1. Восточная философия стрелка
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма
Древнекитайская ф. Общая схема
Древнекитайская ф. Даосизм

Древнеиндийская философия. Философия Веданты

Схема 1.2. Древнеиндийская философия. Философия Веданты
Философия Веданты
Для понимания пути избавления от страданий следует различать существование и реальность
стрелка
Существование объединяет все, что изменяется в пространстве, времени, связано причинными связями и тем самым несамодостаточно, невечно. Реальность объединяет все, что никогда не изменяется, вечно и выше всякого существования в мире, есть полное единство
стрелка
Реальность распадается на два полюса – объективный (Брахман) и субъективный (Атман), которые различны лишь в мире существования. Причина различия – наше невежество (Авидья), вызванное неумением отличать вечное от невечного
стрелка
Чтобы избавиться от страданий, человек должен поднять себя выше мира существования, постигнуть реальность как единство Брахмана и Атмана, слиться с Брахманом как конечной целью познания

Веданта (буквально: "конец, завершение Вед", то есть Упанишады) – ортодоксальная, религиозно-философская основа брахманизма. Утверждает, что Веды – источник истинного знания о Боге и смысле жизни, знания о единстве Брахмана и Атмана.

Основу Веданты составляет различение и противопоставление двух миров – мира существования (изменяемого, невечного) и мира реальности (неизменяемого, вечного).

Реальность имеет два полюса: субъективный – Атман (буквально: "душа"); объективный – Брахман (буквально: "молитва"), различие между которыми возникает лишь в мире существования.

Брахман – абсолютное единство всего со всем; Атман – разум, душа Брахмана. Атман – Брахман, познающий самого себя. Высший вид знания (Видья) – знание того, что все есть Брахман, и того, что Брахман есть Атман. Достижению такого знания мешает личная и мировая Авидья (невежество).

Цель изучения Веданты – постижение вечной природы реальности, или Брахмана, и разоблачение видимости Авидьи мира земных вещей. Реальность, то есть Брахман, не знает борьбы, никакого изменения и становления, тождествен самому себе во всех своих проявлениях. Брахман везде и повсюду. Все вещи зависят от него и заключаются в нем. Природа Брахмана невыразима и неопределима, ибо нет ничего более высшего и низшего, чем Брахман. Он – предел знания.

Авидья – причина всех наших страданий. Только она мешает познать все как единство Брахмана и Атмана.

Смысл жизни человека. Человек может покорить Авидью и познать реальность, если вырвется из бесконечного круга перевоплощений и освободится от своей кармы (закона справедливости: все, что происходит с нами в этой жизни, есть результат предшествующей).

Мы не можем изменить реальность. Но мы можем уменьшить наши страдания, вызванные нашими желаниями, познавая и понимая ее. Истинное познание – высшее благо, ложное познание – несчастье. Познание реальности – цель нашей жизни. Истинному познанию мешает эгоизм – величайшее зло и помогает любовь и сострадание – величайшее благо. В борьбе с эгоизмом человек должен опираться на долг и обязанности, то есть на то, что помогает ему уменьшить значение своего я.

Избавляться надо не от жизни, а от нашей зависимости от эгоизма. Истинная свобода – расширение и просветление нашего знания до знания Атмана. Если причина наших страданий в ложном знании, Авидье, то свобода человека – в разрушении ложного знания, преодолении всех эмпирических различий между субъектом и объектом, связей с целями существования, изгнании Авидьи.

Изучение Веданты, освобождение от кармы посредством нейтрализации прошлых ошибок, постоянная борьба с Авидьей – единственный путь к состоянию полной свободы (мокши) от невежества.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Древнеиндийская ф. Философия буддизма

стрелкаОглавление
1. Восточная философия стрелка
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Древнеиндийская ф. Общая схема
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма
Древнекитайская ф. Общая схема
Древнекитайская ф. Даосизм