• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма Древнекитайская ф. Общая схема Древнекитайская ф. Даосизм Древнекитайская ф. Конфуцианство |
Конфуцианство
Как преодолеть междоусобицу, восстановить мир и подчинение в семье и государстве? | ||||
---|---|---|---|---|
Воспитанием уважения к традициям и обычаям предков, повышением авторитета мужа и отца в семье, правителя в государстве, без насилия и страха | ||||
Воспитание молодежи должно ориентироваться на противопоставлении "благородного мужа" "низкому человеку" | ||||
"Благородный муж" следует долгу и закону, требователен к себе; живет в согласии с другими, но не следует за ними; готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства | "Низкий человек" думает только о своей выгоде; требователен только к другим; следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними; кончает жизнь самоубийством, в канаве |
Конфуцианство – социально-политическое учение, проповедующее неразрывную духовную связь человека, семьи и государства. Возникновение связано с легендарным мудрецом Кун Фу-цзы (буквально: "учитель Кун"), известным как Конфуций (VI-V вв. до н. э.). Конфуций – автор книги "Лунь-юй" ("Беседы и наставления"), которую образованный китаец еще в детстве выучивал наизусть и руководствовался ее правилами и советами всю жизнь.
Конфуций родился в эпоху междоусобицы, разделения Китая на враждующие государства, когда каждый князь хотел быть императором. Набравшись опыта работы в качестве чиновника, решил стать духовным учителем всего китайского народа. Разработал программу гармоничного общества, основанную на создании единых правил поведения в семье и на государственной службе. Управление государством должно основываться не на страхе или насилии, а на почтении к старшим по возрасту и правителям, уважении к традициям. Правители и чиновники должны соответствовать качествам "благородного мужа". Государство должно стать для всех одной большой семьей. Воспитание молодежи должно строиться на противопоставлении "благородного мужа" "низкому человеку". Народ, недовольный распрями правителей и произволом, поддержал реформу Конфуция.
Основные проблемы философии Конфуция:
• Что такое "благородный муж" и как им стать?
• Какие правила составляют основу гармоничного государства?
Социальная жизнь основана на управлении и разделении на "управляемых" и "управляющих". Управление эффективно и вызывает уважение, если управляющие не просто занимают руководящие должности, а обладают нравственными качествами "благородных мужей": в своих поступках они проявляют чувство самоуважения и личной независимости, что придает им индивидуальность; с чувством ответственности исполняют поручения и приказы вышестоящих, что делает систему управления надежной; управляя народом, демонстрируют чувство доброты, что делает их учителями, духовными наставниками; решая проблемы народа, проявляют чувство справедливости, что создает им авторитет. Благородный муж во всех делах соблюдает принцип середины (избегает крайностей).
Самая большая проблема для Конфуция – как заставить "управляющих" исполнять свои обязанности по правилам "благородных мужей". Он находит решение. Древнекитайские традиции и обычаи, по которым веками живут обычные люди, должны принять характер правовых законов для всего государства. Это означает, что государство должно превратиться в одну "большую семью", император – в "отца", чиновники – в "старших братьев". Как "малая семья" основана на почтительном отношении жены к мужу, сына к отцу, младшего брата к старшему, точно на таком же уважении и почитании должно создаваться и функционировать государство. Закон без почтения и уважения к его исполнению – не закон. Насилие и страх также не могут быть основой ни "малой семьи", ни "большой". Такой основой, считает Конфуций, может быть закон: "Не делай другому того, чего себе не пожелаешь".
Дальше → Основные периоды античной философии
• Оглавление •
1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Древнеиндийская ф. Философия Веданты
Древнеиндийская ф. Философия буддизма Древнекитайская ф. Общая схема Древнекитайская ф. Даосизм Древнекитайская ф. Конфуцианство |