Эпикур. Учение о человеке
Мудрость – в обретении спокойствия души и тела | ||
---|---|---|
![]() | ||
Правильное понимание природы человеческих желаний | ||
![]() |
Существует как необходимость, так и случайность (самопроизвольное отклонение атомов, свобода воли у человека) | ||
---|---|---|
![]() | ![]() | |
Не следует бояться богов, ибо они не влияют на жизнь человека | Следует выбирать из желаний природные, а из природных – необходимые |
Учение о человеке
Природа человека – в его желаниях. Желания – природные законы, управляющие человеком: их удовлетворение делает его счастливым, неудовлетворение – несчастливым.
Обладая желаниями, человек стремится к удовольствиям и избегает страданий. Но не всякое удовольствие есть благо, а только разумное, нравственное и справедливое:
"Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно" (Лукреций, "О природе вещей").
Правила мудреца
• Желать следует только того, что соответствует природе и необходимости; пустые [неприродные] желания следует исключать, ненеобходимые – ограничивать.
• Наслаждение должно быть соразмерно природе желания.
• Наслаждение теряет смысл после того, как исчезнет страдание, а вместе с ним и его причина – желание, то есть устранение страдания – естественный предел желания.
• Душевное спокойствие следует ценить выше телесного.
• Не надо бояться богов, которые хотя и существуют, но никак не влияют па жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь:
— если боги хотят уничтожить зло, но не могут, тогда боги бессильны, что не соответствует их природе;
— если боги могут уничтожить зло, но не хотят, тогда бога злонамеренны, что также не соответствует их природе;
— если боги не хотят и не могут уничтожить зло, тогда боги злонамеренны и бессильны, что не соответствует их природе;
— если боги хотят и могут, что подобает богам, тогда почему существует зло? – Потому что это нарушит их безмятежную жизнь.
Следует полагаться только на самого себя, ибо необходимость безответственна (слепа), случай непостоянен; порицанию или похвале подлежит только то, что зависит от нас; предопределенности и чуда не существует; только от нас зависит, быть нам счастливыми или нет.
Чтобы не испытывать страха, не бояться нанесения ущерба со стороны других людей, надо всем договориться о непричинении вреда. – Первый в истории человечества проект теории общественного договора.
Дальше → Философия раннего эллинизма: стоицизм