стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Философия раннего эллинизма. Общая характеристика
Эпикур. Назначение философии и учение о природе
Эпикур. Учение о человеке
Философия раннего эллинизма: стоицизм
Философия раннего эллинизма: скептицизм

Эпикур. Учение о человеке

Эпикур. Учение о человеке
Мудрость – в обретении спокойствия души и тела
Стрелка
Правильное понимание природы человеческих желаний
Стрелка
Схема 2.13.2, б. Философия раннего эллинизма: Эпикур. Учение о человеке
Существует как необходимость, так и случайность (самопроизвольное отклонение атомов, свобода воли у человека)
СтрелкаСтрелка
Не следует бояться богов, ибо они не влияют на жизнь человекаСледует выбирать из желаний природные, а из природных – необходимые

Учение о человеке

Природа человека – в его желаниях. Желания – природные законы, управляющие человеком: их удовлетворение делает его счастливым, неудовлетворение – несчастливым.

Обладая желаниями, человек стремится к удовольствиям и избегает страданий. Но не всякое удовольствие есть благо, а только разумное, нравственное и справедливое:

"Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно" (Лукреций, "О природе вещей").

Правила мудреца

• Желать следует только того, что соответствует природе и необходимости; пустые [неприродные] желания следует исключать, ненеобходимые – ограничивать.

• Наслаждение должно быть соразмерно природе желания.

• Наслаждение теряет смысл после того, как исчезнет страдание, а вместе с ним и его причина – желание, то есть устранение страдания – естественный предел желания.

• Душевное спокойствие следует ценить выше телесного.

Не надо бояться богов, которые хотя и существуют, но никак не влияют па жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь:

— если боги хотят уничтожить зло, но не могут, тогда боги бессильны, что не соответствует их природе;

— если боги могут уничтожить зло, но не хотят, тогда бога злонамеренны, что также не соответствует их природе;

— если боги не хотят и не могут уничтожить зло, тогда боги злонамеренны и бессильны, что не соответствует их природе;

— если боги хотят и могут, что подобает богам, тогда почему существует зло? – Потому что это нарушит их безмятежную жизнь.

Следует полагаться только на самого себя, ибо необходимость безответственна (слепа), случай непостоянен; порицанию или похвале подлежит только то, что зависит от нас; предопределенности и чуда не существует; только от нас зависит, быть нам счастливыми или нет.

Чтобы не испытывать страха, не бояться нанесения ущерба со стороны других людей, надо всем договориться о непричинении вреда. – Первый в истории человечества проект теории общественного договора.


ЦИТАТА
"Надо принять во внимание, что желания бывают: одни – естественные, другие – пустые, и из числа естественных одни – необходимые, а другие – только естественные; а из числа необходимых одни – необходимы для счастья, другие для спокойствия тела, третьи – для самой жизни. Свободное от ошибок рассмотрение этих фактов при всяком выборе и избегании может содействовать здоровью тела и безмятежности души, так как это есть цель счастливой жизни: ведь ради этого мы все делаем, именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог…" (Письмо к Менекею)
Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Философия раннего эллинизма: стоицизм

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Философия раннего эллинизма. Общая характеристика
Эпикур. Назначение философии и учение о природе
Эпикур. Учение о человеке
Философия раннего эллинизма: стоицизм
Философия раннего эллинизма: скептицизм