![]() 1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия ![]() 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Эпикур. Назначение философии и учение о природе
Эпикур. Учение о человеке Философия раннего эллинизма: стоицизм Философия раннего эллинизма: скептицизм Философия раннего эллинизма: киники |
Скептицизм Познающие | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Сущность вещи | ≠ | Явление вещи | ||
![]() | ![]() | |||
Догматики | Скептики | |||
![]() | ![]() | |||
Пребывают в тревоге, ту ли истину они утверадают | Обретают спокойствие, так как твердо знают, что они всегда имеют дело только с явлением |
Скептицизм – философское направление эпохи эллинизма, противопоставившее себя всем другим школам и направлениям как догматическим и не позволяющим обрести душевное спокойствие. Основатель греческого скептицизма – Пиррон из Элиды (365-275 до н. э.), систематизатор – Секст Эмпирик (200-250 п. э.). Основное сочинение Эмпирика – "Три кинги Пирроновых положений".
В отличие от Эпикура и стоиков скептики стремились обосновать обретение душевного спокойствия посредством воздержания от категорических суждений.
Три вопроса и ответа Пиррона
Согласно Пиррону, чтобы обрести спокойствие души, следует правильно ответить на три вопроса:
• Что представляют собой вещи?
• Как о них следует высказываться?
• В чем будет польза от наших суждений?
Ответы Пиррона:
• О вещах нельзя сказать ничего определенного: ни того, что они прекрасны, ни того, что они безобразны, ни того ни другого одновременно. Истина и ложь неразличимы.
• Следует поэтому воздерживаться от любых категорических суждений о вещах.
• Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души.
Аргументы (тропы) Секста Эмпирика
Следует различать сущность вещи и явление вещи – способ ее данности нашим чувствам. Человек имеет дело только с явлениями, но не с сущностью вещей.
Быть скептиком означает быть "ищущим истину" явления. Цель скепсиса – обрести невозмутимость, отказавшись искать окончательную сущность вещей.
Скептики противоположны догматикам в том, что никогда не утверждают что-либо категорически о сущности вещей, а говорят только о том, что им кажется, как им является вещь.
Следует знать, что явление вещи и тем самым причина от догматического утверждения зависят от:
• того, болен или здоров человек;
• врожденных особенностей человека;
• органов чувств;
• условий восприятия;
• положения, расстояния и места, которые он занимает;
• того, с чем вместе вещь воспринимается;
• соотношения частей вещи;
• связи вещи с чем-либо другим;
• частоты встречи с вещью;
• обычаев, традиций, места, времени;
• кто и как философствует.
Дальше → Философия раннего эллинизма: киники
![]() 1. Восточная философия 2. Античная (греко-римская) философия ![]() 3. Средневековая философия 4. Возрождение |
Эпикур. Назначение философии и учение о природе
Эпикур. Учение о человеке Философия раннего эллинизма: стоицизм Философия раннего эллинизма: скептицизм Философия раннего эллинизма: киники |