стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Эпикур. Назначение философии и учение о природе
Эпикур. Учение о человеке
Философия раннего эллинизма: стоицизм
Философия раннего эллинизма: скептицизм
Философия раннего эллинизма: киники

Философия раннего эллинизма: скептицизм

Схема 2.13.4. Философия раннего эллинизма: скептицизм
Скептицизм
Познающие
Стрелка
Сущность вещиЯвление вещи
СтрелкаСтрелка
ДогматикиСкептики
СтрелкаСтрелка
Пребывают в тревоге, ту ли истину они утверадаютОбретают спокойствие, так как твердо знают, что они всегда имеют дело только с явлением

Скептицизм – философское направление эпохи эллинизма, противопоставившее себя всем другим школам и направлениям как догматическим и не позволяющим обрести душевное спокойствие. Основатель греческого скептицизма – Пиррон из Элиды (365-275 до н. э.), систематизатор – Секст Эмпирик (200-250 п. э.). Основное сочинение Эмпирика – "Три кинги Пирроновых положений".

В отличие от Эпикура и стоиков скептики стремились обосновать обретение душевного спокойствия посредством воздержания от категорических суждений.

Три вопроса и ответа Пиррона

Согласно Пиррону, чтобы обрести спокойствие души, следует правильно ответить на три вопроса:

• Что представляют собой вещи?

• Как о них следует высказываться?

• В чем будет польза от наших суждений?

Ответы Пиррона:

• О вещах нельзя сказать ничего определенного: ни того, что они прекрасны, ни того, что они безобразны, ни того ни другого одновременно. Истина и ложь неразличимы.

• Следует поэтому воздерживаться от любых категорических суждений о вещах.

• Воздержание от суждений – лучший способ обрести спокойствие души.

Аргументы (тропы) Секста Эмпирика

Следует различать сущность вещи и явление вещи – способ ее данности нашим чувствам. Человек имеет дело только с явлениями, но не с сущностью вещей.

Быть скептиком означает быть "ищущим истину" явления. Цель скепсиса – обрести невозмутимость, отказавшись искать окончательную сущность вещей.

Скептики противоположны догматикам в том, что никогда не утверждают что-либо категорически о сущности вещей, а говорят только о том, что им кажется, как им является вещь.

Следует знать, что явление вещи и тем самым причина от догматического утверждения зависят от:

• того, болен или здоров человек;

• врожденных особенностей человека;

• органов чувств;

• условий восприятия;

• положения, расстояния и места, которые он занимает;

• того, с чем вместе вещь воспринимается;

• соотношения частей вещи;

• связи вещи с чем-либо другим;

• частоты встречи с вещью;

• обычаев, традиций, места, времени;

• кто и как философствует.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Философия раннего эллинизма: киники

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Эпикур. Назначение философии и учение о природе
Эпикур. Учение о человеке
Философия раннего эллинизма: стоицизм
Философия раннего эллинизма: скептицизм
Философия раннего эллинизма: киники