стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Философия раннего эллинизма. Общая характеристика
Эпикур. Назначение философии и учение о природе
Эпикур. Учение о человеке
Философия раннего эллинизма: стоицизм
Философия раннего эллинизма: скептицизм

Философия раннего эллинизма: стоицизм

Схема 2.13.3. Философия раннего эллинизма: стоицизм
Стоицизм
Природа управляется одним законом – законом самосохранения
Стрелка
• Во власти человека быть мудрецом – подчиняться разуму природы или глупцом – игнорировать разум природы.
• Только разумная жизнь есть благо. Благо – согласие с главным законом всей природы – законом самосохранения. Жить добродетельно – следовать во всем этому закону.
Стрелка
Мудрец делит все события на
Зависящие от нас
(моральные)
Не зависящие от нас
(неморальные)
Приносящие
благо
Приносящие
зло
Не приносящие ни блага, ни зла
Сфера должного, блага, разумаСфера недолжного, порока, невежестваСмерть, жизнь, слава, труд, наслаждение, богатство, бедность, болезнь, здоровье
Область свободного выбора между добродетелью и порокомОбласть безразличных событий для свободы человека

Стоицизм – направление, зародившееся в эпоху эллинизма и просуществовавшее до конца античного мира. Зенон из Китиона (336-264 до н. э.) – основатель, Хрисипп из Сола (281-208 до н. э.) – систематизатор стоицизма. От их сочинений остались лишь фрагменты. Стоицизм был весьма популярен в Древнем Риме (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Однако в теоретическом отношении этот период ничем значительным не ознаменовался.

В противоположность Эпикуру стоики стремились обосновать обретение душевного спокойствия посредством разумного подчинения природе.

Основные положения стоицизма

Реально только то, что действует или испытывает действие. Все телесно и все подчиняется одному общему закону – стремлению всей природы и всех тел к самосохранению.

Начала природы – пассивная первоматерия, сгущение и разрежение которой создает четыре стихии – огонь, воздух, землю и воду, а из них все единичные вещи, и активный разум, душа природы – Бог-Логос. Человеческий разум – часть Бога-Логоса.

Природа – разумное живое существо со всеми функциями животных – ростом, размножением и самодвижением. Благодаря Богу-Логосу все в природе предопределено, так как имеет свою цель, и все связано со всем.

Природа существует циклически, сгорая в мировом пожаре и возрождаясь заново через каждые 365x18000 лет.

Жить добродетельно означает подчинять свой индивидуальный разум основному закону природы, жить в соответствии с Богом-Логосом природы, стремиться ко всему, чему он подобен, и отвергать все, чему он не подобен.

Между добродетелью и пороком нет ничего среднего (против Аристотеля). Любимая поговорка стоиков: "Желающего судьба ведет, нежелающего тащит". Все люди делятся дихотомически на мудрецов и глупцов. Обладающий одной добродетелью, владеет всеми другими. Все блага одинаковы и всякое благо "желанно в высшей степени, не допускающей ни повышения, ни понижения".

Мудрость состоит в игнорировании всех обстоятельств, которые не зависят от нас, а среди всех остальных в предпочтении того, что соответствует разуму природы.


ЦИТАТЫ

"Первым побуждением живого существа, говорят стоики, является самосохранение, ибо природа изначально дорога сама себе… Стало быть, приходится сказать, что от природы живому существу близко его состояние, и поэтому оно противится всему, что вредно, и идет навстречу всему, что близко ему".

"А разумным существам в качестве совершенного вождя дан разум, и для них жить по природе – значит жить по разуму, потому что разум – это наладчик побуждения".

"Конечная цель – это жить согласно с природой и это то же самое, что жить с добродетелью. Удовольствие же есть нечто побочное, вытекающее из действий, обеспечивающих самосохранение [человека]" (Диоген Лаэртский, "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов").

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Философия раннего эллинизма: скептицизм

стрелкаОглавление
1. Восточная философия
2. Античная (греко-римская) философия стрелка
3. Средневековая философия
4. Возрождение
Философия раннего эллинизма. Общая характеристика
Эпикур. Назначение философии и учение о природе
Эпикур. Учение о человеке
Философия раннего эллинизма: стоицизм
Философия раннего эллинизма: скептицизм