стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Общая характеристика
Патристика. Филон Александрийский
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский

Средневековая философия: патристика. Филон Александрийский

Схема 3.2. Средневековая философия: патристика. Филон Александрийский
Филон Александрийский
Божественный ЛогосЧеловеческий Логос
стрелкастрелка
Открылся библейским пророкамОткрылся Платону и другим грекам
Филон Александрийский

Филон Александрийский (25 до н. э. – 50 н. э.) – иудейский богослов и философ, испытавший сильное влияние греческой философии. Жил в египетском городе Александрии, основанном Александром Македонским. "Настоящий отец христианства", по словам Бруно Бауэра [(1809-1882) – немецкий философ, историк и критик христианства]. Первый теолог, попытавшийся с позиций философии пифагорейцев, стоиков и Платона рационалистически истолковать Ветхий Завет.

Синтез Ветхого Завета с философией Платона

Согласно Филону, Ветхий Завет представляет собой иносказание, составленное, чтобы скрыть от непосвященных глубочайший духовный смысл божественного откровения, содержащего ответы на все вопросы, на которые пыталась ответить греческая философия. Скрытый смысл библейских писаний приоткрывается только избранным, наделенным божественной благодатью. Духовное постижение есть дар божий, и для него недостаточно сил одного человеческого разума.

Приобщение к наукам и философии является предварительным условием понимания тайного смысла Библии. Как свободные науки (грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, музыка и астрономия) служат приготовлением к философии, так философия готовит ум к теологической мудрости.

Согласно Филону, греческая философия и библейская мудрость в конечном счете имеют один и тот же источник – божественный разум, Логос. Но библейская мудрость есть прямое Слово Бога, тогда как философия греков есть человеческое отражение божественного Логоса.

Библейский текст о сотворении мира из ничего Филон истолковал согласно платоновской схеме создания Космоса:

• Бог творит мир из небытия, пользуясь идеями Логоса как образцами. Логос – это и божественный разум, и множество идеальных моделей, и производящая энергия. Человек творится из праха земного по образу Бога, каковым является человеческий разум – подобие божественного Логоса. Посредством Логоса Бог устанавливает мост между собой и миром.

Хотя Бог непознаваем с помощью человеческого разума (библейский Бог не имеет имени, он есть только "Сущее"), позитивное знание о нем может быть получено либо через вдохновенный экстаз, либо через библейское откровение, либо через последовательное отрицание всего, чем он не является.

Божественный и человеческий Логос – разные способы открытия одного и того же Бога. Значит, истины разума, хотя и ниже истин веры, им не противоречат.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Патристика. Аврелий Августин

стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Общая характеристика
Патристика. Филон Александрийский
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский