стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Общая характеристика
Патристика. Филон Александрийский
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский

Средневековая философия: споры реалистов и номиналистов

Схема 3.4. Средневековая философия: споры реалистов и номиналистов
Направления схоластики Как и где существуют универсалии (общие понятия, сущности, формы вещей)?
РеализмКонцептуализмНоминализм
Вне вещей и до вещей как их сущностиВ виде понятий в уме человекаВ виде знаков, обозначающих классы сходных вещей в уме человека

Платон полагал, что сущности вещей, их идеи, существуют вне вещей. Аристотель доказывал, что сущности вещей могут находиться только в самих вещах. Спор между Платоном и Аристотелем в средневековой философии принял форму спора между реалистами и номиналистами. Те, кто полагал, что разум способен познавать и доказывать истины откровения примкнули к реалистам; отрицающие наличие такой привилегии у разума, примкнули к номиналистам.

Начало спорам реалистов и номиналистов положил Северин Боэций (480-524) – христианский философ. В своих "Комментариях к Порфирию, им самим переведенному" [Порфирий (232-304) – древнегреческий философ, автор "Введения к категориям Аристотеля"] Боэций спрашивает: на самом ли деле существуют виды и роды вещей или они реальны лишь как понятия, а если они существующие реалии, то они существуют вне материальных вещей или только благодаря им?

Первое время средневековые философы не придавали особого значения данному вопросу. Только в IX в. начинают формироваться два противоположных подхода к решению данной проблемы. Один получил название реализма: каждой существующей вещи соответствует независимо от нее существующая общая сущность (универсалия). Другой – номинализма: все универсалии – слова, употребляемые для обозначения множества вещей, но не их сущности.

Ремигин Оссерский (ум. в 908 г.), реалист, утверждал, что если обо всех людях по отдельности говорится как о "человеке", то все они должны представлять собой единую независимо от них существующую субстанцию.

Одо из Турина (ум. в 1113 г.), реалист, доказывал, что всем людям присуща одна общая субстанция и что приход из небытия в бытие новой индивидуальности означает, что эта единая субстанция лишь по-иному модифицируется.

Эрик из Оксера (IX в.), номиналист, считал, что если мы хотим объяснить, что обозначает "белый цвет", "человек" или "животное", то следует просто указать на отдельный предмет белого цвета, отдельного человека или животное. По его мнению, не существует сверхчувственных реалий, соответствующих названиям качеств, образцов и видов. Реально существует только индивидуальное.

Иоанн Росцеллин (1050-1110; учитель Абеляра), номиналист, защищал тезис, что универсалии – просто слова. Слово "человек" не обозначает ничего, что можно было бы отнести к сущности человека. В триедином Боге более важны его ипостаси (лица), чем их единство.

Пьер Абеляр (1079-1142), концептуалист, доказывал, что общее существует не само по себе, а лишь в словах, которые обозначают сходные между собой предметы.

Гильом из Шампо (1065-1121), реалист, писал, что чувственные вещи – призраки и тени. Реально лишь общее. Различие между вещами – различие в случайно приобретенных свойствах.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109), реалист, в работе "Прослогион" ["Прибавление к рассуждению"], доказывая существование Бога как самого совершенного существа, фактически пришел к выводу, что Бог – самая большая универсалия.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Схоластика. Фома Аквинский

стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Общая характеристика
Патристика. Филон Александрийский
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский