стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Общая характеристика
Патристика. Филон Александрийский
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский

Средневековая философия: патристика. Аврелий Августин

Схема 3.3. Средневековая философия: патристика. Аврелий Августин
Теологические трансформации Аврелия Августина
ПлатонстрелкаАвгустин
Познай самого себяПознай Бога в самом себе
ИдеиМысли Бога
Припоминание идейБожественное озарение
Идея БлагаБог
Душа освобождается от тела, чтобы вернуться к блаженной жизни во внеприродном миреДуша освобождается от тела, чтобы после Суда попасть либо в рай, либо в ад

Аврелий Августин (354-430) – теолог, епископ, творчество которого принято считать вершиной патристики. Принял христианство после длительного периода духовных исканий и преодоления сомнения в возможности познания Бога. Считал философию Платона более всего подходящей для обоснования существования Бога. Основное сочинение – "О Божьем граде".

Трансформации Августина

Платон лучше всех остальных философов подходит для обоснования существования и познания Бога.

В теологии "следует рассуждать согласно платоникам, в сравнении с мнениями которых учения всех остальных философов должны цениться ниже" ("О Граде Божьем").

Душа – нематериальная субстанция, бессмертна и независима от тела. Ее назначение – воспринимать и интерпретировать "слова Божьи", служить средством связи между человеком и Богом. Посредством божественного озарения человеку становятся известны мысли Бога.

Душа выше тела, так как способна отличать хорошее от плохого, истину от лжи. Как солнечный свет нужен, чтобы видеть земные вещи, так божественное озарение необходимо для познания идей вещей и их божественного предназначения.

Бог открывается в душе, так как она ближе всего к Богу. Чтобы открыть Бога в своей душе, человеку следует отказаться от убеждения, что его разум всесилен, а также преодолеть скептическое убеждение, что Бога не существует. Существование истин веры и откровения доказывает ограниченность разума. Скептицизм опровергается рефлексией о нашем собственном существовании.

"Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает, желает, мыслит, знает, судит? И даже, если он сомневается, то все же… он помнит, почему сомневается, сознает, что сомневается, хочет уверенности…" ("Об истинной религии")

Бог существует, потому что существует божественное озарение. Откуда человек получает знание вечного и необходимого бытия? Из природы? – Нет. Из себя? – Нет. От Бога? – Да. Только Бог способен дать такое знание.

Зло существует [ответ Эпикуру] из-за принципиального несовершенства всего, что не является Богом.

История – арена борьбы двух социальных институтов – земного царства (Рима) и божьего (Церкви). Первое основано на любви к самому себе, второе – на любви к Богу.

"Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку… Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу" ("О Граде Божьем").

Социальное неравенство (деление на рабов и господ) необходимо, так как оно отражает общую иерархию земного мира.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Споры реалистов и номиналистов

стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Общая характеристика
Патристика. Филон Александрийский
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский