![]() 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия ![]() 4. Возрождение 5. Новое время |
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов Схоластика. Фома Аквинский Схоластика. Дунс Скот Схоластика. Уильям Оккам |
Теологические трансформации Фомы Аквинского | ||
---|---|---|
Аристотель | ![]() | Фома Аквинский |
Перводвигатель – чисто актуальное, лишенное всякой материи неподвижное идеальное бытие | Бог – бытие, сущность (причина ограничения)и существование (причина бесконечности, совершенства и актуальности) которого совпадают | |
Свойства перводвигателя | Свойства Бога | |
Движение – приобретение материей определенной формы | Движение – переход потенциального существования в действительное | |
Мир никем не создан и существует вечно | Мир создан Богом осознанно из ничего. Будет существовать столько, насколько хватит благодати Бога | |
Душа – форма человека, неотделимая от его тела и умирающая вместе с ним | Душа – бестелесное и вечное начало жизни, получаемое от Бога в момент рождения и продолжающее существовать после смерти тела |
Фома Аквинский (1226-1274) – теолог, крупнейший систематизатор схоластики, канонизированный католической церковью в 1323 г. Доказывал, что Бог познается не только посредством откровения, но и научного изучения его творения – природы. Использовал философию Аристотеля для всестороннего обоснования католицизма. Был одним из первых теологов, признавших необходимость науки в познании Бога.
Основные сочинения – "Сумма против язычников" и "Сумма теологии".
Трансформации Фомы
Теология – высшая наука и заимствует свои положения как через откровение от Бога, так и от других наук и из опыта. Философия Аристотеля лучше всех остальных отвечает целям теологии.
Бог – вечное, бесконечное, ничем не ограниченное, неделимое и потому совершенное существование, совпадающее со своей сущностью (в природе такого совпадения нет). Бог предшествует всякому другому бытию и является его причиной и целью.
Бог существует, ибо он причина:
• всякого движения в природе (так как Бог – перводвигатель);
• всех природных причин (так как Бог – первая причина);
• природной необходимости и случайности (так как Бог – первая необходимость);
• всех степеней блага и совершенства в природе (так как Бог – первое благо и совершенство);
• целесообразного существования всех природных вещей (так как Бог – первая цель).
Бог есть истина и высший критерий истинности любых суждений. Познание природы достигает цели лишь тогда, когда заканчивается признанием существования Бога.
Платон не прав: идеи (сущности) не существуют отдельно от вещей. Сущности вещей существуют – до вещей в уме Бога, в вещах как их сущность, в человеческом уме как абстрагированные формы.
Бог как абсолютно совершенное бытие не препятствует наличию зла в мире, ибо причина зла – недостаток блага. Бог создает зло непреднамеренно. Только выбор между злом и благом делает человека свободным. В противном случае нельзя было бы говорить о нравственном, свободном выборе.
Августин и его последователи недооценивают величие творения и естественного порядка вещей. Пренебрежение природой – преуменьшение Божественного могущества и мудрости.
"Это унижает порядок мироздания, сплоченный упорядоченностью и причинными связями, тогда как в действительности Первая Причина, от избытка своей собственной благости, сообщает другим вещам не только возможность быть, но и возможность быть причинами" ("Об истине").
Душа человека – индивидуальная форма тела, дается человеку Богом в момент рождения, продолжает жить после смерти тела. Отвечает перед Богом в день Страшного суда за земную жизнь.
Дальше → Схоластика. Дунс Скот
![]() 2. Античная (греко-римская) философия 3. Средневековая философия ![]() 4. Возрождение 5. Новое время |
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов Схоластика. Фома Аквинский Схоластика. Дунс Скот Схоластика. Уильям Оккам |