стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский
Схоластика. Дунс Скот
Схоластика. Уильям Оккам

Средневековая философия: схоластика. Фома Аквинский

Схема 3.5. Средневековая философия: схоластика. Фома Аквинский
Теологические трансформации Фомы Аквинского
АристотельстрелкаФома Аквинский
Перводвигатель – чисто актуальное, лишенное всякой материи неподвижное идеальное бытиеБог – бытие, сущность (причина ограничения)и существование (причина бесконечности, совершенства и актуальности) которого совпадают
Свойства перводвигателяСвойства Бога
Движение – приобретение материей определенной формыДвижение – переход потенциального существования в действительное
Мир никем не создан и существует вечноМир создан Богом осознанно из ничего. Будет существовать столько, насколько хватит благодати Бога
Душа – форма человека, неотделимая от его тела и умирающая вместе с нимДуша – бестелесное и вечное начало жизни, получаемое от Бога в момент рождения и продолжающее существовать после смерти тела

Фома Аквинский (1226-1274) – теолог, крупнейший систематизатор схоластики, канонизированный католической церковью в 1323 г. Доказывал, что Бог познается не только посредством откровения, но и научного изучения его творения – природы. Использовал философию Аристотеля для всестороннего обоснования католицизма. Был одним из первых теологов, признавших необходимость науки в познании Бога.

Основные сочинения – "Сумма против язычников" и "Сумма теологии".

Трансформации Фомы

Теология – высшая наука и заимствует свои положения как через откровение от Бога, так и от других наук и из опыта. Философия Аристотеля лучше всех остальных отвечает целям теологии.

Бог – вечное, бесконечное, ничем не ограниченное, неделимое и потому совершенное существование, совпадающее со своей сущностью (в природе такого совпадения нет). Бог предшествует всякому другому бытию и является его причиной и целью.

Бог существует, ибо он причина:

• всякого движения в природе (так как Бог – перводвигатель);

• всех природных причин (так как Бог – первая причина);

• природной необходимости и случайности (так как Бог – первая необходимость);

• всех степеней блага и совершенства в природе (так как Бог – первое благо и совершенство);

• целесообразного существования всех природных вещей (так как Бог – первая цель).

Бог есть истина и высший критерий истинности любых суждений. Познание природы достигает цели лишь тогда, когда заканчивается признанием существования Бога.

Платон не прав: идеи (сущности) не существуют отдельно от вещей. Сущности вещей существуют – до вещей в уме Бога, в вещах как их сущность, в человеческом уме как абстрагированные формы.

Бог как абсолютно совершенное бытие не препятствует наличию зла в мире, ибо причина зла – недостаток блага. Бог создает зло непреднамеренно. Только выбор между злом и благом делает человека свободным. В противном случае нельзя было бы говорить о нравственном, свободном выборе.

Августин и его последователи недооценивают величие творения и естественного порядка вещей. Пренебрежение природой – преуменьшение Божественного могущества и мудрости.

"Это унижает порядок мироздания, сплоченный упорядоченностью и причинными связями, тогда как в действительности Первая Причина, от избытка своей собственной благости, сообщает другим вещам не только возможность быть, но и возможность быть причинами" ("Об истине").

Душа человека – индивидуальная форма тела, дается человеку Богом в момент рождения, продолжает жить после смерти тела. Отвечает перед Богом в день Страшного суда за земную жизнь.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Схоластика. Дунс Скот

стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский
Схоластика. Дунс Скот
Схоластика. Уильям Оккам