стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Р. Декарт. О первоначалах философии
Р. Декарт. Учение о принципах природы
Бенедикт Спиноза
Томас Гоббс
Джон Локк

Бенедикт Спиноза

Схема 5.4. Бенедикт Спиноза
Бенедикт Спиноза
Законы Бога-природы

1. Бог определяет сам себя и бесконечное число своих атрибутов. Атрибуты определяют все свои модусы (конкретные модификации атрибутов – вещи и идеи). Атрибут – непосредственная форма выражения и проявления Бога, модус – прямая форма выражения и проявления атрибута и опосредованно Бога.
2. Порядок и связь вещей та же самая, что порядок и связь идей, потому что в вещах и идеях выражается одна и та же божественная сущность.
стрелка
Атрибут протяженностиДругие атрибуты БогаАтрибут мышления
стрелкастрелка
Другие модусы протяженностиМодус тела

Порядок и связь идей такой же,
как и порядок и связь вещей

Модус душиДругие модусы мышления

Бенедикт Спиноза (1632-1677) – голландский философ, рационалист и пантеист. Был отлучен от еврейской общины за вольнодумство. Устранил дуализм протяженности и мышления в философии Декарта с помощью введения закона полного соответствия вещей и идей. Главная тема философии – естественный порядок природы и место в ней человека.

Основное сочинение – "Этика".

Учение о Боге-природе

Спиноза, как и Декарт, считает дедуктивный способ философствования из аксиом, открытых с помощью интеллектуальной интуиции, самым лучшим.

Назначение философии – познание "всеобщего естественного порядка, частью которого является человек"; для чего необходимо познать ее законы, так как "природа всегда и везде остается одной и той же".

Учение Декарта о трех субстанциях – Боге, природе и мышлении, противоречиво: Бог и природа – одна и та же субстанция. Протяженность и мышление – два из бесконечного числа атрибутов Бога-природы. Человек – модус протяженности и мышления.

Свойства Бога-природы:

• Causa sui (причина самого себя), так как определяется только самим собой.

• Существует необходимо и свободно, так как causa sui.

• Один, вне времени и пространства, вне любого ограничения, абсолютно необходим, свободен и совершенен.

• Обладает бесконечным числом атрибутов, из которых нам известны два – протяженность и мышление.

Первый закон природы – мировой порядок вещей, включая человека, полностью определяется необходимой природой Бога, то есть модусы определяются атрибутами, а атрибуты – Богом. Сам Бог определяется только самим собой.

Второй закон природы – мышление и протяженность необходимо соответствуют друг другу: "Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей, и, наоборот, порядок и связь вещей те же, что порядок и связь идей".

Человек – производный модус атрибутов Бога. Не существует никакой свободы воли. Нет никакой свободной от тела души.

Душа пребывает в состоянии рабства на уровне аффектов и чувственного познания (идеи воспринимаются искаженно) и становится свободной и адекватной лишь на уровне интеллектуального познания (идеи воспринимаются адекватно).

Истинное благо для человека – не богатство, не слава, не любовь к чему-либо конечному, ибо все это после приобретения вызывает зависть, раздор и страх его потерять, а свободное подчинение естественному порядку природы.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Томас Гоббс

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Р. Декарт. О первоначалах философии
Р. Декарт. Учение о принципах природы
Бенедикт Спиноза
Томас Гоббс
Джон Локк