Джон Локк Знание | ||||
---|---|---|---|---|
Врожденное | Приобретенное на опыте | |||
Дети, необразованные люди, отсутствие согласия по многим принципам доказывают, что врожденного знания не существует | Простые идеи (ощущения) | |||
Наша душа – tabula rasa (чистая доска) | Сложные идеи (результаты соединения, сопоставления, абстрагирования простых идей) |
Структура познания | |||
---|---|---|---|
Объекты познания | Познавательная способность | Простые идеи (ум пассивен, так как они навязываются опытом) | Сложные идеи (ум активен, так как он их создает по своим правилам) |
Бог Мы сами Вещи | Доказательство Интуиция Чувственность | Внешние и внутренние идеи | 1. Субстанции 2. Модусы 3. Отношения |
"Все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю идеею; силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому эта сила присуща".
"Бее идеи происходят от ощущения или рефлексии. Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом он получает их?.. На это я отвечаю одним словом: из опыта"("Опыт о человеческом разумении"). |
Джон Локк (1632-1704) – английский философ, горячий сторонник сенсуализма и эмпиризма, кроме теории познания интересовался педагогикой, этикой и теорией гражданского общества.
Основное сочинение – "Опыт о человеческом разумении".
Учение о познании
Джон Локк сформулировал пять принципиальных вопросов для теории познания:
• Почему разум нуждается в специальном исследовании?
• Наше знание – врожденное или приобретенное?
• Насколько наше знание достоверно?
• Существуют ли принципиальные границы познания?
• Может ли разум служить основанием морального поведения (вопрос Сократа)?
Разум и познание – уникальные способности человека, необходимые для его свободы и успешной практической деятельности.
Наш разум после рождения – tabula rasa (чистая доска). В нашей душе нет никаких врожденных принципов.
Три бесспорных причины наших знаний – Бог (познаем через доказательство), мы сами (познаем интуитивно) и природные вещи (познаем через ощущения). Знаем настолько, насколько имеем идеи.
Ум приобретает идеи, когда начинает получать ощущения или рефлексировать над ними.
Простые идеи приобретаются умом пассивно: ум не может их создавать или разрушать, определяют границы нашего познания.
Простые идеи внешнего опыта возникают от воздействия на ум качеств вещей, называемых первичными и вторичными.
Главные простые идеи внутреннего (рефлексивного) опыта – восприятие, или мышление, и хотение, или желание.
Сложные идеи образуются посредством: обобщения многих идей в одну, сопоставления идей друг с другом в определенном отношении, абстрагирования (обособления) одной идеи от многих.
Виды сложных идей: субстанции (субстраты единичных вещей), модусы (виды) субстанций и идей, отношения между вещами или идеями.
Разум – орган и руководитель не только познания, но и поведения. Человек подчиняется закону "неотчуждаемых прав" личности (право на жизнь, свободу, собственность, созданную трудом).
Общественная жизнь основана на добровольном договоре об ограничении "естественной свободы" каждого его члена.
Государство должно строиться на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (право войны и мира).
Быть свободным в обществе – значит, подчиняться той законодательной власти, которая установлена по общему договору.
Дальше → Готфрид Лейбниц. Теория природы