Томас Гоббс Человек | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Ведет природный (несоциальный) образ жизни | Ведет социальный образ жизни | |||
![]() | ![]() | |||
Свободно удовлетворяет все свои желания | Жертвует частью своей свободы ради создания защищающего его государства | |||
![]() | ![]() | |||
Война всех против всех; жизнь короткая, бедная и жестокая | Гражданский мир и процветание всех граждан |
Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, материалист, отверг предположение Декарта о существовании души как особой субстанции. Прославился оригинальной концепцией гражданского государства (искусственного человека), названного им Левиафаном (от ветхозаветного – морское чудовище, напоминающее крокодила; в переносном смысле – нечто огромное).
Основное сочинение – "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского".
Учение о государстве
Чтобы понять, что такое государство, как и почему оно возникло, необходимо исследовать человеческую природу.
Аксиома древних, что "человек от природы предрасположен к жизни в обществе", неверна. Человек по природе ищет не товарищей, а выгоду, которую он может от них получить.
Природа человека основана на удовлетворении желаний:
• каждое действие удовлетворяет определенное желание;
• нет никакого "высшего блага" как конечной цели действия; есть только цепь желаний;
• люди стремятся усилить свое могущество, так как только это гарантирует им удовлетворение их бесконечных желаний;
• стремление к неограниченному могуществу в удовлетворении желаний – основная причина споров и войн между людьми.
Возникновению государства предшествовало "естественное состояние" людей, при котором:
• все люди от природы равны (нет собственности, различия между моим и твоим);
• из-за природного равенства проистекает взаимное недоверие, а из-за взаимного недоверия – война "всех против всех";
• в войне "всех против всех" каждый имеет право нападать и защищаться; в такой войне ничто не может быть несправедливым;
• жизнь в состоянии войны "всех против всех" одинокая, бедная, скверная, жестокая и короткая.
Основной закон естественного состояния – каждый свободен для сохранения собственной жизни делать все, что угодно.
Ограничение естественного права и замена его гражданским правом – главная причина возникновения гражданского государства.
Первые два гражданских закона (всего их 19), ограничивающих основной закон естественного состояния.
• Всеми силами следует искать мира и поддерживать его.
• "В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе" ("Левиафан").
Основной закон социальной жизни: "Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы было сделано по отношению к тебе".
Дальше → Джон Локк