стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Р. Декарт. О первоначалах философии
Р. Декарт. Учение о принципах природы
Бенедикт Спиноза
Томас Гоббс
Джон Локк

Томас Гоббс

Схема 5.5. Томас Гоббс
Томас Гоббс
Человек
стрелка
Ведет природный (несоциальный) образ жизниВедет социальный образ жизни
стрелкастрелка
Свободно удовлетворяет все свои желанияЖертвует частью своей свободы ради создания защищающего его государства
стрелкастрелка
Война всех против всех; жизнь короткая, бедная и жестокаяГражданский мир и процветание всех граждан

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, материалист, отверг предположение Декарта о существовании души как особой субстанции. Прославился оригинальной концепцией гражданского государства (искусственного человека), названного им Левиафаном (от ветхозаветного – морское чудовище, напоминающее крокодила; в переносном смысле – нечто огромное).

Основное сочинение – "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского".

Учение о государстве

Чтобы понять, что такое государство, как и почему оно возникло, необходимо исследовать человеческую природу.

Аксиома древних, что "человек от природы предрасположен к жизни в обществе", неверна. Человек по природе ищет не товарищей, а выгоду, которую он может от них получить.

Природа человека основана на удовлетворении желаний:

• каждое действие удовлетворяет определенное желание;

• нет никакого "высшего блага" как конечной цели действия; есть только цепь желаний;

• люди стремятся усилить свое могущество, так как только это гарантирует им удовлетворение их бесконечных желаний;

• стремление к неограниченному могуществу в удовлетворении желаний – основная причина споров и войн между людьми.

Возникновению государства предшествовало "естественное состояние" людей, при котором:

• все люди от природы равны (нет собственности, различия между моим и твоим);

• из-за природного равенства проистекает взаимное недоверие, а из-за взаимного недоверия – война "всех против всех";

• в войне "всех против всех" каждый имеет право нападать и защищаться; в такой войне ничто не может быть несправедливым;

• жизнь в состоянии войны "всех против всех" одинокая, бедная, скверная, жестокая и короткая.

Основной закон естественного состояния – каждый свободен для сохранения собственной жизни делать все, что угодно.

Ограничение естественного права и замена его гражданским правом – главная причина возникновения гражданского государства.

Первые два гражданских закона (всего их 19), ограничивающих основной закон естественного состояния.

• Всеми силами следует искать мира и поддерживать его.

• "В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе" ("Левиафан").

Основной закон социальной жизни: "Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы было сделано по отношению к тебе".

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Джон Локк

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время стрелка
6. Классическая немецкая философия
7. Современная философия
Р. Декарт. О первоначалах философии
Р. Декарт. Учение о принципах природы
Бенедикт Спиноза
Томас Гоббс
Джон Локк