• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Томас Гоббс
Джон Локк Готфрид Лейбниц. Теория природы Готфрид Лейбниц. Теория познания Фр. материализм XVIII в. Уч. о природе |
Готфрид Лейбниц. Теория природы Монада – динамический атом природы, совмещающий свойства атомов Демокрита, идей Платона и форм Аристотеля | ||||
---|---|---|---|---|
Иерархия монад, основанная на предустановленной гармонии | ||||
Бог | Высшая монада | Автор предустановленной гармонии всей природы; высший центр разума и свободы | ||
Человек | Монады-духи | Способность восприятия + память + способность мышления и осознания себя | ||
Животные | Монады-души | Пассивная способность восприятия + память | ||
Неорганическая природа | Простые монады | Пассивная способность восприятия (бессознательное отражение всей Вселенной) | ||
Предустановленная гармония – план Бога по упорядочению активности всех монад и регуляции деятельности природы:
(1) низшие монады подчиняются высшим; (2) благодаря принципу Анаксагора "все во всем" все монады одновременно участвуют в сохранении природы. |
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – философ, физик, математик (создатель собственной версии математического анализа), логик, основатель и первый президент Берлинской академии наук, интересовался проблемами морали и религии. Автор монадологии – прообраза современной теории элементарных частиц. Рационалист в теории познания, активный критик сенсуализма Локка.
Теория природы
Неудовлетворенный механистической картиной мира Декарта, Галилея и Ныотона, Лейбниц предпринял попытку синтезировать философию античности с философией Нового времени.
• Природу невозможно объяснить без допущения существования Бога (против атеистов).
• Природа состоит из множества субстанций (против Спинозы).
• Атомы природы – не материальные, а динамические атомы (против атомистов).
• Философия Платона и Аристотеля не устарела (против Локка и Декарта).
• Не всякое знание из опыта (против Локка).
• Пространство и время не абсолютны (против Ньютона).
• Механического объяснения в терминах протяженности и движения недостаточно для понимания природы (например, нельзя понять, почему Сократ попал в тюрьму). Механическое объяснение указывает действующие, но не конечные [формальные] причины; динамика, а не геометрия – первая наука.
Кроме механических причин, для объяснения природы нужны метафизические – монады (динамические атомы, элементарные частицы).
Монады
• Вечны, уникальны, разнообразны, не имеют частей, кванты энергии; сами себя движут.
• Отличаются друг от друга лишь внутренними свойствами – восприятиями, их ясностью и отношением друг к другу.
Монада (душа) + тело (животного) = живая субстанция (животное).
Монады упорядочены отношением подчинения. Бог – высшая монада, последнее основание всех вещей; ему противоположны низшие монады, лишенные осознанного восприятия:
• Ничто из ничего не возникает и в ничто не исчезает, "все во всем", прошлое – в будущем, причины – в следствиях и наоборот.
Природа наполнена жизнью, в ней нет ничего мертвого; нет абсолютного рождения и абсолютной смерти; все, что рождается, уже существует в определенном виде.
Все монады связаны отношением предустановленной гармонии – принципом автономной саморегуляции и взаимного приспособления.
Пространство и время – способы координации тел и их состояний и не являются самостоятельными субстанциями.
Дальше → Готфрид Лейбниц. Теория познания
• Оглавление •
4. Возрождение 5. Новое время 6. Классическая немецкая философия 7. Современная философия |
Томас Гоббс
Джон Локк Готфрид Лейбниц. Теория природы Готфрид Лейбниц. Теория познания Фр. материализм XVIII в. Уч. о природе |