Иоганн Фихте Свобода – высшая ценность. Но философия Канта – философия несвободы |
---|
Философия Канта дуалистична, понятие вещи в себе должно быть отброшено, так как противоречиво |
Новая философия должна быть монистической, основанной на признании абсолютной свободы и творческой природы познающего сознания |
Диалектическое выведение категорий из одного основоположения – самая продуктивная форма философствования |
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) трансформировал "критицизм" Канта в абсолютный субъективный идеализм: исключив понятие вещи в себе и создав монистическую философию исходя из одного познающего сознания.
Основные сочинения Фихте: "О понятии наукоучения или так называемой философии" (1794), "Основы общего наукоучения" (1794).
Человек в философии Канта не свободен, так как зависит от власти вещей. Противоречия чистого разума, порождаемые попытками познать вещь в себе, доказывают несвободу человека. Нужна новая философия, обосновывающая полную свободу человека.
"Моя система – это первая система свободы… моя система освобождает от вещей самих по себе" (из личного письма).
Философия должна быть наукой (теорией) о науке, или наукоучением. Под наукой понимается система знаний, имеющая форму круга: в ней все положения выводятся из некоторого основоположения по средством раздвоения его на противоположности, их последующего синтеза в третьем положении, раздвоении последнего и нового синтеза и так до тех пор, пока не будут получены все необходимые следствия. Полученная система знаний полна, только если основоположение совпадает с конечным результатом вывода (несовместимость противоположностей оказывается мнимой).
Философия Канта двойственна. В ней два основоположения – вещь в себе и чистый разум. Фихте отбрасывает вещь в себе (вместе с чувственностью) как противоречивое понятие: вещь в себе – причина ощущений, но сама непознаваема; порождает ощущения, но не имеет с ними ничего общего.
Основоположение наукоучения – чистый разум, "совершенно безусловное и ничем высшим не определимое" "Я" (абсолютное сознание-субъект).
Допущения наукоучения
• Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта.
• «Я» абсолютно свободно в познании самого себя.
• «Я» развивается посредством диалектического саморазвития (создания и разрешения противоречий).
Начало саморазвития «Я» ("Я" и "не-Я" – противоположные формы единого «Я»):
1. «Я» познает себя в качестве своего собственного субъекта ("Я") – тезис.
2. «Я» познает себя в качестве своего собственного объекта-природы ("не-Я") – антитезис.
3. "«Я» познает себя в качестве противоречивого единства субъекта ("Я") и объекта-природы ("не-Я"), которое требует разрешения и формирования нового тезиса – синтез тезиса и антитезиса.
"Тут ясно, как солнце, обнаруживается то, чего не могли понять столь многие философы… а именно то, что "Я" может развить все, что только должно происходить в нем когда-либо, исключительно из себя самого, ни самомалейшим образом не выходя при этом за свои пределы и не разрывая свой круг" ("Основа общего наукоучения").
Особенности наукоучения Фихте, повлиявшие на дальнейшее развитие философии: отстаивание монизма, свободной и продуктивной деятельности сознания, диалектической формы саморазвития.
Дальше → Фридрих Шеллинг