стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»
Иоганн Фихте
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель

Классическая немецкая философия. Иоганн Фихте

Схема 6.3. Классическая немецкая философия. Иоганн Фихте
Иоганн Фихте
Свобода – высшая ценность.
Но философия Канта – философия несвободы
стрелка
Философия Канта дуалистична, понятие вещи в себе должно быть отброшено, так как противоречиво
стрелка
Новая философия должна быть монистической, основанной на признании абсолютной свободы и творческой природы познающего сознания
стрелка
Диалектическое выведение категорий из одного основоположения – самая продуктивная форма философствования

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) трансформировал "критицизм" Канта в абсолютный субъективный идеализм: исключив понятие вещи в себе и создав монистическую философию исходя из одного познающего сознания.

Основные сочинения Фихте: "О понятии наукоучения или так называемой философии" (1794), "Основы общего наукоучения" (1794).

Человек в философии Канта не свободен, так как зависит от власти вещей. Противоречия чистого разума, порождаемые попытками познать вещь в себе, доказывают несвободу человека. Нужна новая философия, обосновывающая полную свободу человека.

"Моя система – это первая система свободы… моя система освобождает от вещей самих по себе" (из личного письма).

Философия должна быть наукой (теорией) о науке, или наукоучением. Под наукой понимается система знаний, имеющая форму круга: в ней все положения выводятся из некоторого основоположения по средством раздвоения его на противоположности, их последующего синтеза в третьем положении, раздвоении последнего и нового синтеза и так до тех пор, пока не будут получены все необходимые следствия. Полученная система знаний полна, только если основоположение совпадает с конечным результатом вывода (несовместимость противоположностей оказывается мнимой).

Философия Канта двойственна. В ней два основоположения – вещь в себе и чистый разум. Фихте отбрасывает вещь в себе (вместе с чувственностью) как противоречивое понятие: вещь в себе – причина ощущений, но сама непознаваема; порождает ощущения, но не имеет с ними ничего общего.

Основоположение наукоучения – чистый разум, "совершенно безусловное и ничем высшим не определимое" "Я" (абсолютное сознание-субъект).

Допущения наукоучения

• Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта.

• «Я» абсолютно свободно в познании самого себя.

• «Я» развивается посредством диалектического саморазвития (создания и разрешения противоречий).

Начало саморазвития «Я» ("Я" и "не-Я" – противоположные формы единого «Я»):

1. «Я» познает себя в качестве своего собственного субъекта ("Я") – тезис.

2. «Я» познает себя в качестве своего собственного объекта-природы ("не-Я") – антитезис.

3. "«Я» познает себя в качестве противоречивого единства субъекта ("Я") и объекта-природы ("не-Я"), которое требует разрешения и формирования нового тезиса – синтез тезиса и антитезиса.

"Тут ясно, как солнце, обнаруживается то, чего не могли понять столь многие философы… а именно то, что "Я" может развить все, что только должно происходить в нем когда-либо, исключительно из себя самого, ни самомалейшим образом не выходя при этом за свои пределы и не разрывая свой круг" ("Основа общего наукоучения").

Особенности наукоучения Фихте, повлиявшие на дальнейшее развитие философии: отстаивание монизма, свободной и продуктивной деятельности сознания, диалектической формы саморазвития.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Фридрих Шеллинг

стрелкаОглавление
4. Возрождение
5. Новое время
6. Классическая немецкая философия стрелка
7. Современная философия
И. Кант. «Критика практического разума»
И. Кант. «Критика способности суждения»
Иоганн Фихте
Фридрих Шеллинг
Георг Гегель