стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский
Схоластика. Дунс Скот
Схоластика. Уильям Оккам

Средневековая философия: схоластика. Дунс Скот

Схема 3.6. Средневековая философия: схоластика. Дунс Скот
Дунс Скот
Все действительное познается только через свое практическое действие
стрелка
Умозрительные доказательства бытия Бога, включая пять доказательств Фомы, неверны. Разум познает Бога как совершенную первопричину, но о его природе он может иметь лишь смутное познание. Определения Бога, основанные на откровении, не самоочевидны, не могут быть выведены или доказаны разумом
стрелка
Космологическое доказательство бытия Бога: Бог существует как первопричина всего. Вещи возникают согласно свободной воле Бога из его идеальных мыслей-прообразов
стрелка
Все, кроме Бога, состоит из материи и формы. Индивидуальная вещь = материя (Из чего?) + форма (Что это?) + "этость"
(В чем уникальность?)
стрелка
Вселенная – постепенное восхождение, инициируемое Богом, от общего (первой материи) к индивидуальному, от слитного к раздельному, от неопределенного к определенному, от несовершенного к совершенному. Представляет огромное дерево, корень которого – первая материя, ствол – видимое вещество, ветви – физические тела, листья – организмы, цветы – человеческие души, а плоды – ангелы

Дунс Скот (1266-1308) – самый известный критик Фомы Аквинского из ордена францисканцев, традиционно враждовавшего с орденом доминиканцев, к которому принадлежал Фома. Реалист ("общие понятия существуют объективно"). Подверг сомнению возможность умозрительного доказательства существования Бога, а также возможность сотрудничества философии и теологии.

Основная работа – "Оксфордское сочинение".

Теология Дунса Скота

Дунс согласен с Фомой в том, что мы познаем Бога на основании его следствий (творений), а не из его (непознаваемой) сущности; в земной жизни по указанным причинам никто не может познать Бога.

Дунс не согласен с Фомой в том, что Бога мы познаем посредством аналогии между творениями и творцом, ибо все понятия происходят только из вещей, а Бога непосредственно мы не знаем, что требуется для сравнения по аналогии.

Фома полагал, что Бог бесконечен, потому что не ограничен никакой материей, представляя самое простое существование. Дунс считает такое доказательство бесконечности Бога умозрительным и ложным.

Новое (космологическое) доказательство существования Бога:

1. Всякое следствие должно быть произведено чем-то другим, так как не может произвести само себя, не может возникнуть из ничего, а круг причин невозможен.

2. Существует упорядоченный ряд существенных причин, исключающий ряды случайных причин, а также бесконечный регресс.

3. Значит, существует первая существенная причина, то есть Бог.

В противоположность Фоме Дунс считает, что:

• Существует первая, неопределенная материя, полностью лишенная формы, так как бытие, обладающее формой, не может быть первичным для всего существующего – начало всякого бытия.

• Вселенная – результат индивидуацин (ограничения) первой материи различными формами и "этостями" – невыразимыми в языке индивидуализирующими признаками вещей. "Этость" не сводима ни к материи, ни к форме, ни к комбинации форм. Благодаря "этости" каждая вещь превращается в нечто неповторимое.

Универсалии (формы) существуют объективно (вне ума человека). В противном случае не было бы реального единства всех вещей.

Одна и та же вещь может иметь несколько форм. Человек, например, имеет по крайней мере две такие формы – одну для тела, другую для существования в качестве живого существа.

Человеческая воля определяется только самой собой (даже Бог не может повлиять на ее выбор). Бессмертие души не может быть доказано разумом, принимается как откровение.

Закон жизни: не теоретическое познание и созерцание (как у Фомы), а деятельная любовь к Богу обеспечивает высшее блаженство. Грех – нарушение или отсутствие такой любви.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Схоластика. Уильям Оккам

стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский
Схоластика. Дунс Скот
Схоластика. Уильям Оккам