стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский
Схоластика. Дунс Скот
Схоластика. Уильям Оккам

Средневековая философия: схоластика. Уильям Оккам

Схема 3.7. Средневековая философия: схоластика. Уильям Оккам
Уильям Оккам
Только индивидуальное бытие реально
стрелка
Открывается интуицией
стрелка
Существование Бога нельзя доказать ни умозрительным, ни опытным способом; Бог открывается только интуитивно
стрелка
Универсалии – знаки, которых не должно быть больше, чем существующих вещей.
В противном случае – "излишнее умножение сущностей"

Уильям Оккам (1285-1349) – влиятельный номиналист позднего Средневековья, последний крупный схоласт, чьи взгляды в немалой степени способствовали разрушению схоластики и формированию перехода к философии Нового времени. Будучи францисканцем, противопоставлял себя как последователям Фомы, так и последователям Дунса Скота.

Основные произведения – "Сумма логики" и "Трактат о таинствах".

Номинализм Оккама

Реально не универсальное, как считали Фома и Скот, а индивидуальное. Универсалий нет ни в вещах, ни до вещей. Общее существует в душе в виде знаков. Только индивидуальное, эмпирическое – предмет науки.

Познание начинается с чувственного восприятия, проходит интуитивную стадию и завершается абстрактным познанием. Чувственный

образ – знак вещи, интуитивный образ – знак ее индивидуального бытия, абстрактный образ – знак ее общей неопределенной природы. Только интуитивное познание имеет дело с единичным бытием вещей. Оно самое достоверное и предшествует всякому другому.

Познание основано не на восприятии форм вещей, а на подобии знаков тому, что они обозначают.

Интуитивное доказательство существования Бога. Бог существует как производящая и сохраняющая причина всего сотворенного. В противном случае природные вещи существовали бы необходимо, но это противоречит опыту.

Все доказательства существования Бога, основанные на доводах разума, не убедительны. Нельзя доказать сотворенность светил с достоверностью. Но все, что существует на Земле, вполне объясняется движением светил. Значит, заключение от бытия вещей к бытию Бога не демонстративно.

Абстрактное доказательство единства и бесконечности Бога также сомнительно, ибо разум без противоречия способен представить множество богов, но не имеет законных оснований рассуждать о бесконечном на основании конечного.

Все совершенства Бога – знаки, но не его атрибуты. С их помощью мы мыслим одного Бога, но под разными именами.

Божественные идеи – также знаки, или сотворенные вещи. Количество божественных идей точно соответствует количеству существующих или возможных вещей. Только единичное имеет идею в Боге.

Так как общее не реально, то оправданно правило: "Не умножай сущности без необходимости", то есть не создавай абстракций, которым ничего не соответствует в реальном мире, – "бритва Оккама".

В человеческом мире индивид имеет приоритет перед верховной властью. Власть обязана "служить", а не "подчинять". Если знание независимо от веры, а права индивида более существенны, чем права власти, то гражданская власть должна быть отделена от духовной, а последняя не может быть абсолютной.

Светлов В. А.
История философии в
схемах и комментариях

Дальше → Возрождение: общая характеристика

стрелкаОглавление
2. Античная (греко-римская) философия
3. Средневековая философия стрелка
4. Возрождение
5. Новое время
Патристика. Аврелий Августин
Споры реалистов и номиналистов
Схоластика. Фома Аквинский
Схоластика. Дунс Скот
Схоластика. Уильям Оккам